Термин «пост-фотография»

Впервые термин «пост-фотография» был использован Уильямом Митчеллом в его труде «The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era» (1992). Митчелл рассматривал последствия прихода цифровых технологий, которые, по его мнению, меняли саму суть фотографии.

В более поздних трудах других авторов предлагается несколько другой подход к осмыслению современного состояния фотографии, в котором дигитальная основа технологии более не выступает главным критерием отделения «пост» от «фотографии». Речь идет в гораздо большей степени о практиках создания, распространения, разглядывания фотографий, об изменениях как значений этих практик, так и самих фотографий. Термин «пост-фотография», в таком случае, указывает на изменение функций и значений фотографии: от мемориальной функции к коммуникативной, от истинной копии реальности — к средству виртуальных или гибридных картинок, от архива — к «фотостриму» (photostream – последовательность фотографий, загружаемых одним и тем же пользователем, термин, используемый на сайте flickr), от фиксации социального обряда или подтверждения единства группы — к концентрации на эфемерном, обыденном, незначительном.

Использование термина «пост-фотография» в современной критической литературе не повсеместно и не всегда последовательно. В нашей конференции мы предлагаем, но не настаиваем, обращаться к этому термину как к некой точке отсчета в наших попытках анализа современной ситуации в фотографии как таковой и в ее исследовании.

Литература:

Lunenfeld P. Digitale Fotografie. Das dubitative Bild. In: Wolf, Herta (Hrsg.): Paradigma Fotografie. Fotokritikam Ende des fotografischen Zeitalters. Band 1. Frankfurt/M., 2002.

Hagen W. Die Entropie der Fotografie. Skizzen zu einer Genealogie der digital-elektronischen Bildaufzeichnung.In: Wolf, Herta (Hrsg.): Paradigma Fotografie. Fotokritik am Ende des fotografischen Zeitalters. Band 1. –Frankfurt/M., 2002.

Marien, Mary Warner. Photography: A Cultural History. Prentice Hall, 2002.
Mitchell, William J. The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era. The MIT Press, 1992. (ссылка)

Murray, Susan. “Digital Images, Photo-Sharing, and Our Shifting Notions of Everyday Aesthetics.” Journal of Visual Culture 7.2 (2008): 147-163.
Sturken, Marita, and Cartwright, Lisa. Practices of Looking: An Introduction to Visual Culture. Oxford University Press, USA, 2001. (ссылка)